Художественное литье, архитектурно-художественные отливки

чугунное художественное литье

Одной из разновидностей художественного литья являются ограды и решетки.

  

   Западноевропейские мастера рассматривали композицию ворот или ограды как повод блеснуть мастерством исполнения. В работах русских мастеров на первый план выдвигалась органическая слитность материала, его природных возможностей с композицией решетки, ее рисунком. Мастера в первую очередь стремились передать красоту живой формы.

   Достичь этого можно было только при постижении художником всех свойств металла, а формовщиком – законов композиции, законов рисунка.

   Чугунные решетки в России появились во времена Петра I и получили особенно широкое распространение в период с первой половины XVIII века до последней четверти XIX века Железные кованые решетки и деревянные ограды почти повсеместно сменялись чугунным литьем.

   Поскольку требования к качеству решеток и оград сводятся к отсутствию на поверхности грубых дефектов (раковин, засоров, заливов), для их изготовления применяли наиболее простую технологию – литье в сырые песчаноглинистые формы, точнее, разновидность этого метода, называемую почвенной формовкой.

   В полу литейной мастерской делали яму, заполняли ее формовочной смесью и вдавливали модель в эту смесь.

   Различали почвенную формовку по мягкой постели и по твердой постели. В первом случае глубина ямы превышала высоту модели на 150–200 мм. Ширина и длина ямы были несколько больше соответствующих размеров модели.

   При формовке по твердой постели глубина ямы была на 300–500 мм больше высоты модели. На дно ямы в этом случае насыпали слой крупного шлака или песка, укладывали рогожу или солому для отвода газов при заливке металла. Иногда для этих целей дополнительно устанавливали вентиляционные трубы. Затем яму заполняли формовочной смесью и утрамбовывали ее.

   Формовка в почве может быть открытой и закрытой. Открытая формовка производилась, как правило, по мягкой постели. На предварительно уплотненную и выровненную формовочную смесь укладывали модель и ударами молотка осаживали ее. Так изготавливали отливки, у которых одна сторона была плоской.

   При закрытой формовке после осаждения модели устанавливали и затем заформовывали верхнюю опоку.

   В современных условиях почвенная формовка для изготовления решеток и оград применяется относительно редко. Такое литье сейчас изготавливают в двух опоках (более подробно о приемах формовки архитектурных отливок см. главу ниже).

   Ажурные ограды были призваны не скрывать усадьбы от нескромных взоров или отмежевать личные владения – они подчеркивают цельность и законченность композиции архитектурного сооружения.

   «Твоих оград узор чугунный». Нельзя представить себе Сакт-Петербург без чугунного кружева, которое не только удачно дополняет архитектурный ансамбль города, но и является его органической частью, гармонично связанной с дворцами, парками, набережными и мостами.

   В XVII веке с ростом Петербурга, расположенного на островах, строительством нового типа дворцовых зданий, украсивших петровскую столицу, появилась необходимость в чугунных решетках, опоясывающих каналы и сады, ограждающие вельможные дворцы от шумных улиц.

   Имеются сведения о том, что уже в 1726 году из Екатеринбурга было отправлено в столицу много разного чугунного литья, в том числе чугунных решеток [77].

   Отправка в 1730-х годах крупных партий чугунного узорчатого литья совпало с превращением Петербурга из города-крепости в город дворцов. Уральское художественное чугунное литье, украшая в первой половине XVIII века Петербург, формировало одну из замечательнейших своеобразнейших черт его архитектурного облика, так ярко расцветшую впоследствии и неоднократно воспетую поэтами.

   Уже к тому времени сложились основные типы уральских решеток. Это прежде всего высокие ограды, роль которых в архитектурных ансамблях были весьма значительны. Нельзя не видеть и их определенной идейно-социальной функции: они подчеркивали обособленность дворцов, церквей. В конструкции решеток мастерами были выявлены как цельность, так и живописность общей массы и выразительная силуэтность, хорошо воспринимаемая с дальнего расстояния. Иногда решетки включались в композицию стены, одновременно усиливали ее напряженный массив, подчеркивали ее фундаментальность.

   Были развиты и низкие ограды, балконные и оконные решетки.

   Каждый год второй половины XVIII века – все новый и новый шаг в искусстве уральских литейщиков. Чугунное художественное литье находит в русской архитектуре еще более значительное применение. Чудесные решетки черным кружевом обрамили знаменитые парки петербургских пригородов, создали красивые прозрачные ограды у спокойных и торжественных классических зданий.

   В числе лучших кружевных произведений из чугуна встречаются работы всемирно известных архитекторов. Напомним здесь о работах Ч. Камерона, Д. Кварнеги, Л. Руска и др. Самые различные виды художественного чугунного литья – вазы, статуи, парковые скамейки, решетки и т. д. – были использованы и в архитектуре подмосковных усадеб .

   По проекту Растрелли создаются: решетка Смольного, чугунная ограда, отделяющая дворец графа М. И. Воронцова от Садовой улицы.

   Чертежи решетки Летнего сада разработали Е. Фельтен и П. Егоров, ограды Екатерининского и Александровского парков г. Пушкина – Ч. Камерон и Д. Кваренги. Один из крупнейших представителей классицизма в русской архитектуре И. Е. Старов спроектировал для ансамбля Таврического дворца чугунную ограду. Ее художественное решение подчинено общему замыслу зодчего: простой и спокойный рисунок решетки выдержан в строгом классическом стиле. Много чугунных литых решеток создано по рисункам А. Н. Воронихина. К ним относятся изящная ограда с венками и гирляндами в Павловске, литые решетки в Стрельне, Гатчине, Петергофе, у Александровского дворца в г. Пушкине. Одно из лучших его творений – чугунная ограда Казанского собора, созданная в 1811 году. Ее литая чугунная решетка, отличающаяся красотой и сложностью композиции, имеет величественный вид.

   Но, пожалуй, наиболее значителен вклад К. И. Росси и В. П. Стасова, творцов позднего ампира. По рисункам К. И. Росси отлиты кружевные решетки Аничкова, Елагина, Михайловского и других дворцов. Наверное, самое удачное создание Росси – монументальная ограда у главного фасада здания Михайловского дворца. Четкий рисунок решетки, изящные контрформы, удачные пропорции ставят эту ограду в число лучших в Петербурге. Украшением Петербурга стали решетки многочисленных мостов и набережных. Их создатели нашли удачные формы и рисунки для пролетов низких решеток. Вытянутость линий, простота и прозрачность рисунка превращают решетки на фоне водной глади в тончайшие литые кружева. Длина художественных решеток на мостах города достигает 11 км.


   В связи с ростом литейного производства, накопившегося к тому времени немалого опыта в отливке художественных изделий на Урале ускорилось и расширилось освоение художественно сложного литья. Это наглядно видно не только в большом разнообразии декоративных мотивов, но и в появлении совершенно новых форм, характерных в условиях русской художественной культуры второй половины XVIII века.

   В 50-м или началу 60-х годов относится чугунное литье в доме Г. А. Демидова на Мойке, трудно пока более точно датировать его. Фасад демидовского дома, выходящий в превосходный парк, был щедро украшен декоративным литьем.

   Чугунные колонны, сдвоенные в пары, упруго поднимают чугунную террасу. Ее пол выстлан массивными чугунными плитами, простыми, лишенными всякого узора. Сама терраса ограждена красивой решеткой хорошего рисунка. Верх и низ решетки представляют собой своеобразные арочки, по горизонтали ее пересекают две широкие чугунные строгие ленты-полосы. Эта несколько упрощенная схема получает дополнительное развитие в декоративных деталях, становясь богаче и наряднее. К террасе из парка ведут два марша чугунных изогнутых лестниц.

   Совершенно особое значение в этом ансамбле чугунного литья заняло художественное решение окон: над ними расположены орнаменты, маскароны, женские головки, отлитые из чугуна. В маскаронах отчетливо видны отзвуки русской декоративной скульптуры середины века. Красотой изящных форм и поэтичностью отличается рельеф, изображающий склонившуюся к ребенку женскую головку. Низ рельефа завершается складными, скрепленными рокайльным завитком. Нельзя не удивляться не только умению мастеров сохранить в чугуне богатство пластических переходов, живую игру светотени, то, что особенно важно, их чуткости в передаче поэтической сдержанности образа: в наклоне головы женщины, в выражении ее лица ощутима теплая материнская нежность и в то же время благородная изысканность.

   К числу значительных работ уральских литейщиков для Петербурга следует отнести отливку на Нижнетагильском заводе Поцелуева моста (рис. 5.6) [77], моста через Обводной канал. Эти мосты создавались по проектам архитектора В. Гесте. Он стал пионером применения чугуна для строительства мостов в Петербурге. Он предложил заменить каменные своды моста чугунными коробчатыми «ящиками», которые были пустотелы. Уже первый мост, осуществленный в 1806 году по проекту В. Гесте, показал его преимущество перед старыми каменными мостами. В. Гесте получил заказ на строительство и других мостов. Среди них были и Красный, Семеновский и Поцелуев мосты через Обводной канал, изготовление которых было поручено уральским литейщикам. Уральцы отливали для столичных мостов не только конструктивные части, но и решетки.

Исполнение нижнетагильскими рабочими чугунных мостов было встречено русской общественностью с глубоким удовлетворением. Весьма замечательно, что внимание общества было обращено не только к архитектору Гесте – автору проекта, – но и к мастерам, выполнившим его замысел и доказавшим свое высокое литейное искусство и художественное чутье. Одна из газет писала о Поцелуевом мосте: «Величиною, отделкою и красотою, ровно как и скоростью построения превосходит он другие здесь доселе воздвигнутые чугунные мосты, что приписать должно отчасти как большой опытности литейных мастеров пермских заводов, где два из прежних мостов отливались, так и искусству архитектора Гесте». Уральские рабочие, крепостные демидовские мастера разделили славу вместе с известным архитектором .

   Многие почитатели чугунных кружев нашей «северной Венеции» и не догадываются, какая романтическая история изящного, легкого, простого рисунка решеток на набережной канала Г рибоедова Львиного цепного моста или у маленьких набалдашников на поручнях при спуске на Фонтанку, и какие мастера создали это чудо. Так, например, Демидов мост через канал Грибоедова построен в 1834 году по проекту инженера Б. Адама.

   В Центральном государственном историческом архиве РСФСР в Санкт-Петербурге хранятся два чертежа Аничкова моста, датированные декабрем 1840 года о перестройке моста, поскольку его узкая проезжая часть затрудняла усилившееся движение, когда проект был одобрен и утвержден. Проект разработали инженеры И. Ф. Буттац, А. Х. Редер и А. Д. Готман.

   Название мост получил по имени подполковника М. О. Аничкова, командовавшего строительным батальоном, построившим мост. Длина переправы составляла 150 метров, перекрывала не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки.

   Мост сделали равным ширине Невского проспекта. Своды моста предполагалось украсить накладными бронзовыми деталями, на каждом из быков поставить бронзовые вазы, а на береговых устоях – конные группы П. К. Клодта (см. главу выше). Но в процессе работы от накладных украшений и ваз отказались, решив ограничиться конными группами.

   Мост был огражден массивной чугунной решеткой, мотив рисунка который замствовали с одного из берлинских мостов. Решетки моста являются копией перил Дворцового моста в Берлине, построенного в 1822-24 гг. видным немецким архитектором Карлом Шинкелем. Решетка состояла из квадратных звеньев, чередующихся между собой: в одном были изображены русалки, в другом – морские коньки.

   Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналетов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. В ночь на 6 ноября 1942 года фугасная бомба весом в 250 кг попала в мост. Взрывной силой смело в Фонтанку чугунные тумбы и более тридцати метров чугунной решетки. На мосту остались лишь изуродованные осколками гранитные постаменты.

   Но уже во время войны решетка была заново отлита на заводе «Лентрублит» и вновь установлена на мосту.

   В середине 1990-х гг. была проведена капитальная реконструкция чугунных ограждений моста. Они были скопированы и заново отлиты на уральском предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске Челябинской области. Об этом малоизвестном факте свидетельствует эмблема города Снежинск, которую можно найти на литье перил.

   Решетка Летнего сада построена в 1784 году (рис. 5.2). Авторство спорно. Наиболее распространенная точка зрения, что автор решетки – Е. Фельтен. Можно обратить внимание у спуска к Неве, напротив здания Академии художеств отлит чугунный грифон. Спуск был сделан в 1834 году по проекту архитектора К. Тона, подробнее можно ознакомиться, прочитав источник .

   К вершинам художественного литья относится ограда Казанского собора, отлитая по проекту архитектора А. Воронихина в Петразаводске (1811 г.). Ее узоры звучат торжественно и празднично.

   Замечательные образцы художественного чугунного литья мы видим в сооружениях осуществленных крупнейшими архитекторами того времени О. Бове, Д. Жиряльди, Е. Тюриным, А. Брюловым и др.

   Художественное чугунное литье в первой половине XIX века выпускают многие заводы России. Среди них следует назвать Александровский чугунолитейный завод в Петербурге (1826 г.). На этом заводе были изготовлены знаменитые петербургские мосты – Аничков, Цепной, Синий, Николаевский, отлита скульптурная группа «Победа» для арки Генерального штаба. Немало превосходного по качеству художественного чугунного литья выпускал завод в Петразаводске, где в 30-х годах XIX века работал известный мастер-литейщик Кларк. Художественные отливки выпускались и на заводах Баташова, Шепелева и др., расположенных в центральных районах России.

   Наряду с ними свой большой вклад в развитие художественного чугунного литья внесли заводы Урала. Художественное литье из чугуна в этот период не является прерогативой какого-то одного металлургического завода. Оно выпускается на многих уральских предприятиях, как частных, так и казенных – на Каменском, Кушвинском, Верх-Исетском, Каслинском, Чермозком, Нижнетагильском, Билимбаевском заводах и т. д. и т. п. Это свидетельствовало о высокой культуре чугунного литья.

   «Через узор решетки тонкой». Пусть не о Москве писал великий поэт, когда воспевал «оград узор чугунный»; конечно же, литые московские старинные решетки скромнее петербургских, но зато они выглядят гораздо интимней, соразмерней, человечней «на московских изогнутых улицах». Выполненные по рисункам таких прославленных архитекторов, как О. Бове, А. Воронихин, Д. Жилярди, отлитые безвестными русскими мастерами и отчеканенные безымянными кузнецами, они возникают вдруг перед глазами пешехода, отделяя от улицы пространства дворцов, садов, усадеб… На мгновение завораживают взор классические линии чугунных столбов с горящими светильниками наверху, растительная пышность кованых барочных оград, изысканная причудливость декадентских решеток . Фантазия художника превращает тяжелую металлическую плоть в невесомое кружево, в полет, в застывшую ажурную мечту.

   В архитектурном убранстве Москвы ограды не играли такой огромной роли, как в Петербурге. Застройка велась веками и без единого плана. Усадьбы и дворцы разбросаны на большой территории, так что отдельные участки ограды никак не могли образовать сплошного кружевного полотна.

   Но в то же время совершенно уникальным музеем уральского художественного чугунного литья XVIII века был Слободской дом Н. Н. Демидова в Москве. Поразительно богатство видов художественного чугунного литья, что говорило о действительно высоком мастерстве демидовских крепостных литейщиков. Чугунные статуи, бюсты, вазы, пьедесталы, решетки и т. п. – всё было использовано здесь для придания дому уральского магната пышного великолепия. Так, на воротах, ведших на «большой двор», находились статуи «в виде мальчиков», у ворот были установлены чугунные львиные маски, в саду расставлены чугунные кресла и стулья, бюсты разной величины.

   Несомненно, что Слободской ансамбль художественного чугунного литья хотя и складывался в течение нескольких лет, но все же объединяется рамками одного периода 60-х годов с сохранением традиций барокко. Подавляющее число этих чугунных изделий было отлито уральскими мастерами под руководством формовщика-литейщика Д. Т. Сизова в середине и конце 60-х годов в Нижнем Тагиле .

   Уже в январе – марте 1764 года Д. Т. Сизов получает распоряжение отлить из чугуна решетки, портреты, тумбы, статуи, половые плиты .

   Демидов крайне торопил тагильчан с выполнением заказа на чугунное декоративное литье, требуя как можно скорее отправить готовые отливки в его московский дом. По проекту Ф. С. Аргунова, известный архитектор графа П. Б. Шереметьева, для Слободского дома была отлита великолепная решетка, часть ее впоследствии была восстановлена у дома в Б. Толмачевском переулке .

   Решетки и ворота ограды отлиты из чугуна. Рисунок решеток подчеркивает пластичность материала и как бы помогает металлу выявить себя, рассказать о своих возможностях.

   Ограда установлена по «красной линии» переулка и отделяет скромный парадный двор перед зданием от улицы. В узорном плотном рисунке решетки читаются формы причудливого садового павильона, ее звенья представляют собой густое, прихотливо скомпонованное плетение стеблей растений и цветов. Тонко проработана фактура каждого завитка, к барочным мотивам примешивается яркая декоративность рококо. Особой свободы компоновки добились мастера в композиции створок ворот. Прозрачное кружево чугунного литья, покоряет своей красотой. Тайна красоты ворот постигается при внимательном изучении плавного незавершенного «бега чугунных ветвей, как бы сдерживаемого кругом центра и общей симметрией створов, они действительно «создают ощущение перекатывающихся волн вспененного чугунного кружева» .

   Великолепные чугунные ворота, створы которых не собраны из отдельных секций, а отлиты цельными.

   Столбы ограды и пилоны ворот украшены чугунными плитами и пилястрами, их поверхность покрыта тонким невысоким рельефом с изображением гирлянд цветов и плодов, само литье которых редкий образец прекрасного искусства декоративного барельефа. На столбах ограды и пилонах ворот установлены вазы на ажурных, изысканной формы чугунных постаментах.

   Если ограда и створки ворот говорят об умении уральцев сплести прозрачный узор, то чугунные облицовки столбов ограды повествуют о другом, не менее важном, – о прекрасном искусстве художественного чугунного литья.

   Всего же для Слободского дома было употреблено 12779 пудов чугунного литья.

   Обращает на себя внимание решетка особняка Морозова («Испанского подворья»). Сам дом являет собой типичный пример эклектического архитектурного стиля конца XIX – начала XX вв. В ограде строгость вертикального рисунка гармонично сочетается с барочной динамичностью растительного орнамента. Чтобы увязать рисунок ограды с оформлением стен особняка, ее декорировали накладными рельефами в виде раковин. Эти рельефы выполнены весьма искусно, но выглядят все-таки чужеродными элементами.

   Работа тагильчан для Слободского дома позволила им вписать прекрасную страницу не только в историю чугунного литья Урала, но и в историю русской монументально-декоративной пластики. Это связано с отливкой ими по присланным моделям чугунных статуй. Их создание – огромный труд.

   Парадный двор украшали статуи в виде «трех мальчиков», бюсты «мужского вида», «статуи женского вида без рук». По всему парку были расставлены статуи «больших, малых и средних размеров», среди которых особенно выделялись аллегорические скульптуры, посвященные временам года. Чугунные фигуры, стоящие на невысоких постаментах, отличались мастерством исполнения.

   Статуи, бюсты требовали очень сложной формовки, которую не так-то легко было освоить уральским мастерам. Плохо выходили вначале складки одежды, слабо выявлялись глубокие впадины и высокие подъемы. Уральские литейщики не сразу смогли отказаться от привычных взглядов, воспитанных навыками по отливке плит и решеток. Мастера ощущали человеческую фигуру в значительной мере еще плоскостно, подходили к ней как к объему, упрощенно моделированному. Несомненно, что и сами качества нижнетагильского чугуна мало содействовали созданию полноценной чугунной скульптуры. Не давался и секрет формовочной смеси . В преодолении всех, подчас немыслимых XVIII веке трудностей, надо отметить подлинный трудовой и художественный подъем литейщиков Н. Тагила и в первую очередь фомовщика-литейщика Д. Т. Сизова.

  С целью более глубокого раскрытия идейного замысла, архитекторы XIX века широко применяют скульптуру, используют чугунное художественное литье. Чугун становится не только важным строительным, но и великолепным пластическим материалом, блестяще использованным русскими архитекторами.

   Проникновение чугуна в архитектуру, монументально-декоративную скульптуру, камерную пластику встретило сопротивление со стороны консервативных художественных кругов, отрицавших ценность чугуна для ваяния. В защиту чугуна, его великолепных пластических свойств выступили передовые русские инженеры, ученые, архитекторы.

   Стремительный подъем чугунного художественного литья, захвативший в первой трети XIX века многие российские и в том числе уральские заводы, стал постепенно спадать к середине столетия. Этому есть две существенные причины.

   Спад монументально-декоративных форм чугунного литья, связанных с зодчеством, явился откликом на те изменения, которые происходили в русской архитектуре, и связан со снижением ее идейно-художественного уровня, разложением ее стилевого единства.

   Второй важной причиной является то, что далеко не на каждом заводе были необходимые условия для выпуска камерного, станкового чугунного литья, которое начинает приобретать все большее значение.

   В развитие российского художественного чугунного литья властно вмешались производственнотехнические условия и экономика. Вот исходя из каких причин оно стало затухать там, где для этого были необходимые предпосылки, например на нижнетагильском заводе, где было искусственным или случайным и, напротив, развивалось и расцветало там, где для этого были необходимые предпосылки и условия.

   Многие ограды, решетки мостов отлитые литейщиками XVIII–XIX веках приходят в негодность – чугун ржавеет, покрывается микротрещинами, разрушается – спасают эти прекрасные сооружения чугунного художественного литья: реставраторы, художники, инженеры, литейщики в наше время, с применением современной литейной технологии.


из книги
Технология декоративно-прикладного искусства. Основы дизайна. Художественное литье. Учебное пособие
Михаил Прокопьевич Ермаков

Дозировочные насосы, электронасосные агрегаты, плунжерные насосы Дробильное оборудование и аспирационные системы Мешалки и перемешивающие устройства
Самарский чугунолитейный завод «СамЛит» Литье из чугуна и стали, литейный завод, ремонт дозировочных насосов

Русский

English